Социальный центр “Развитие” - автономная некоммерческая организация:

РАЗВИТИЕ

Социальный центр

Автономная некоммерческая организация

+7-967-053-63-83

Колокольников пер, 9 стр.1

  Развитие творческих способностей у детей и взрослых с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)


Возраст: от 5 лет

Автор: педагог дополнительного образования  Рахманова Анна Викторовна

(8-926-725-27-98)

Актуальность  программы

Наш социальный центр наряду с развивающимися в норме детьми и взрослыми посещают дети, подростки и взрослые с ограниченными возможностями здоровья. Это люди с различными генетическими нарушениями, ранним детским аутизмом, органическими поражениями ЦНС, ДЦП.


Дети и взрослые с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, в том числе и в изобразительной. Они не самостоятельны и зачастую нуждаются в сопровождении другого человека. Они часто сильно возбудимы, расторможены, эмоционально неустойчивы. Для многих из них характерны неорганизованность, быстрая истощаемость, нарушенное восприятие цвета, формы, величины предметов и их положения в пространстве, неспособность длительно удерживать внимание и сосредотачиваться. Занятия по данной программе помогают решить данные проблемы, развивают коммуникативные навыки, расширяет границы мировосприятия.


Педагоги нашего центра стараются сделать жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья максимально полноценной и насыщенной общением и положительными эмоциями. Например, во взрослой группе с удовольствием занимаются как молодые люди (20-35 лет), имеющие значительные врожденные ограничения возможностей здоровья, так и пенсионеры. Для пожилых людей, прошедших большой жизненный путь часто очень болезненно проходит утрата трудоспособности. Человек много лет активно трудившийся, выполнявший многочисленные обязанности в коллективе вдруг ощущает себя покинутым и ненужным.


Социально–адаптационная направленность данной программы .

Занятия по данной программе помогают решить или частично скорректировать врожденные и приобретенные особенности, развивают коммуникативные навыки, расширяет границы мировосприятия и, главное в конечном итоге способствуют социализации.
Отличие данной программы в том, что она объединяет детей и взрослых с разными особенностями и проблемами и дает возможность каждому выразить себя через творчество, почувствовать себя нужным и важным членом коллектива.


Цель

Социализация личности и интеграция ее в общество средствами арт-терапии и через участие в коллективных проектах. Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание средствами лучших традиций отечественной культуры.


Задачи

-социализация детей и взрослых  с ограниченными возможностями здоровья  

- формирование навыков изобразительной деятельности как средства самовыражения;

- развитие у детей чувства прекрасного и его понимания; приобщение детей к лучшим образцам отечественного и мирового искусства; 

- развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения;

- развитие  способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира и выражения своего отношения к  увиденному или пережитому через рисунок;

- развитие творческого мышления и творческой активности;

- актуализация жизненных целей и ценностей личности;

- пробуждение интереса к искусству;

- интеграция личности в национальную культуру, приобщение к народной культуре и традициям.

- изучение индивидуальных способностей и потребностей  детей

- преодоление пропасти между формальным восприятием художественных произведений  и пониманием, соотнесением с собственным жизненным опытом.  

- обеспечение эмоционального благополучия детей и взрослых

- профилактика асоциального поведения

- создание/ улучшение благоприятного эмоционального климата в семье

 

Организационно – воспитательные основы программы.

Основные проблемы детей и взрослых, посещающих наши занятия: изолированность от сообщества ровесников без стойких нарушений в здоровье, недостаток общения в тематических группах по интересам и фиксация внимания специалистов и родителей не столько на развитии индивидуальных талантов, сколько на формировании необходимых навыков самообслуживания и поддержании здоровья.


Творчество для любого человека - врожденная способность, его с полным основанием можно назвать движущей силой развития личности. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, переживания. Самым доступным вариантом творческой деятельности является изобразительная деятельность.


Художественное творчество занимает важное место в коррекционной работе . При такой работе цель занятия художественным творчеством - не столько научить рисовать, сколько помочь человеку решить проблемы, вызванные нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, сенсорики и моторики.
Знакомство с произведениями изобразительного искусства - картинами, репродукциями, иллюстрациями – способствует развитию и обогащению творчества.
Подбор различных произведений на одну тему помогает ученикам увидеть, как по-разному может быть передан один сюжет каждым художником.


Несмотря на различный опыт и способности к восприятию все участники занятия с большим интересом относятся к знакомству с творчеством различных художников. Педагог направляет их внимание на способы выражения содержания путем подбора красок, расположения предметов и персонажей. Репродукции картин отечественных и зарубежных художников, иллюстрации к книгам и сказкам, натюрморты подбираются с учетом времени года и индивидуальных предпочтений.


Цели и задачи занятий во всех группах по существу одни и те же, но способы их решения, время и структура занятия, темы и количество часов, которое отводится на решение той или иной задачи подбирается в соответствии с возрастом, особенностями характера и здоровья .


Соответственно используется:


2 программы

1. Арт-терапевтическая - для всех
2. Обучение основам рисунка и живописи. Преимущественно для молодежи, с ограниченными возможностями здоровья.


3 возрастные группы

1.Для старших подростков и молодых людей с ОВЗ от 15 до 30 лет,

2. Для дошкольников (основной состав нормально развивающиеся дети 5-7 лет с интеграцией 1-2 детей с ОВЗ).

3. Для подростков 8- 14 лет, имеющих особенности развития и обучающихся в школах по программе 8 вида.

 

Продолжительность занятий:

- для детей: 5-7 лет - 25-30 мин

- подростки от 8-14 лет - от 45 мин до 1часа

- взрослые до 1,5 часов.


Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в вечерние часы. Программа рассчитана на три учебных года. Индивидуальные занятия проводятся только в подростковой и взрослой группах (от 14 лет) и их программа повторяет материал, изучаемый в соответствующей возрастной группе, а кроме того включает специальные коррекционные упражнения.


Ожидаемые результаты

В ходе занятий с детьми, подростками и взрослыми изобразительным искусством, с помощью целенаправленного применения цвета, формы, движения пишущего карандаша (кисти, фломастера или др.), а также с помощью различных техник и средств живописи, у обучающегося должно стимулироваться эмоционально-познавательное развитие, возбуждаться и выравниваться процессы в функциональной и органической областях.

Занятия способствуют коррекции эмоционального состояния, развитию зрительной памяти, тонкой моторики, концентрации. Важный момент - развитие сенсорной сферы. Этому способствует рисование яркими, густыми красками, использование различных по фактуре промышленных и природных материалов.


Методы

- Арт-терапия, включающая в себя изготовление костюмов и масок, подарков родным к праздникам
-Пластические этюды
-Сюжетно-ролевые игры;
-Сказкотерапия

У ребенка ( и у взрослого) формируется умение удерживать первоначальный замысел в работе, передавать в рисунке межпредметные связи. Воспитывается эмоциональное восприятие произведений изобразительного искусства, умение узнавать изображение на картине. Результат обучения проверяется в ходе анализа работ и выборочного тестирования в конце каждой темы.

Формы подведения итогов данной образовательной программы

- выставки работ, регулярно проводимые в Центре
- диагностика уровня овладения изобразительной деятельностью, что включает в себя: потребность к гармоничному построению работы, внимательность и старание к выполняемой работе, развитие начальных навыков работы с кистью и мелками.

Работы оцениваются по следующим критериям:

1. Законченность работы
2. Работа должна выглядеть эстетически грамотно.
3. Техника исполнения
4. Использование цвета
5. Композиционное решение.
6. Использование творческих задумок.


Уровень развития проверяется методом педагогического наблюдения по следующим параметрам:

1. Как занимающийся относится к занятиям.
2. Как организует свое рабочее место.
3. Как взаимодействует в группе с другими участниками группы.

 

Группа молодёжи с ОВЗ. 

Группа Талисман

 

НАШ СПОНСОР!

СПЛАВ

 

АНО Социальный центр "РАЗВИТИЕ"

Tелефоны: 8-967-053-63-83

Адрес: Колокольников пер. 9с1

telegram
vkontakte
youtube